Музыкальное отделение школы Детская-школа-искусств Художественное отделение
Главная
Сведения об образовательной организации
Информация
Программы обучения
Документы
О школе
Отделения школы
Педагоги
Фотогалерея
Расписание
Домашнее задание
Афиша
Новости
Лучшие учащиеся
Методические работы
Доступная среда
Ссылки
Информация для поступающих
Контакты
   
тел.

+7(495) 5580127

   
musshkola-2@mail.ru
 



Посетителей на сайте: 1

Воспитание основных навыков ансамблевого музицирования на начальном этапе. Булатова Л.Б.

Весь процесс работы баянного ансамбля в условиях музыкальной школы протекает под руководством педагога-баяниста. И поэтому успех работы во многом зависит от того, насколько педагог к ней подготовлен. Прежде всего, он должен глубоко знать тот материал, который составляет репертуар исполнительского коллектива, и тщательно изучить каждое произведение, входящее в учебную работу ансамбля.

Существуют общие принципы, которыми должен руководствоваться педагог, ведущий занятия по классу баянного ансамбля. Первое, с чего начинается работа ансамбля, - это подбор участников того или иного художественного коллектива. Ансамбль обязательно предполагает художественную согласованность и общность эстетических намерений его участников. Поэтому каждый ансамбль комплектуется из учащихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и, конечно, по степени овладения баянов. Совместная игра, безусловно, способствует формированию у членов коллектива сходных черт творческого облика. Но тем не менее педагог при отборе учеников для ансамбля должен обнаружить у его будущих участников общие черты, которые явятся предпосылкой формирования творческого лица художественного коллектива как единого целого.

Как правило, в любом самодеятельном ансамбле имеется ведущий. Обычно это наиболее опытный исполнитель. Ему как руководителю приходится распределять партии между баянистами, учитывая индивидуальную подготовку каждого участника и опыт его работы в ансамбле. К такому распределению необходимо подходить очень серьезно. Для партий первого и второго баянов требуются исполнители с хорошей технической подготовкой, третий баянист несет наибольшую нагрузку, т.к. играет двумя руками. Его партия обычно выполняет аккомпанирующие функции, без которых немыслима слаженность, полнота звучания, ритмичность ансамбля. Поэтому он должен обладать обостренным чувством ритма и отличной памятью.

Требования динамического и ритмического ансамбля необходимо учитывать при размещении исполнителей: каждый ансамблист должен быть расположен таким образом, чтобы иметь возможность слышать и видеть всех участников ансамбля и быть слышимым и видимым каждым из них и, во-вторых, чтобы слушатель воспринимал весь ансамбль в целом, а не отдельные партии.

Какое именно расположение лучше подходит для каждого ансамбля, должен решить педагог на основе общих принципов, но с учетом качества

инструментов, силы звука у каждого исполнителя и т.п. размещение ансамблистов должно быть стабильным, не изменяться в зависимости от помещения, в котором приходится репетировать или выступать, - напротив, от расположения ансамбля зависит, какая комната должна быть избрана для репетиций или как нужно переоборудовать сцену для его выступления. Расстояние между исполнителями должно обеспечивать слитное, цельное звучание и в то же время свободу игровых движений каждого ансамблиста.

Важным фактором в успешном проведении музыкальных занятий является определение учебного материала, его отбор и использование в соответствии с программными требованиями. Он подбирается с учетом музыкального развития, технической подготовленности участников для каждого конкретного периода обучения.

Исходя из задач, стоящих перед коллективом в определенный период работы, руководитель применяет различные формы проверки. Это могут быть, например, индивидуальное исполнение участниками сольных ансамблевых партий, отдельных трудноисполняемых мест, игра инструктивного материала и др. Предпочтительнее вести проверку по группам или проверку нескольких учащихся, исполняющих общую партию: участники более спокойно чувствуют себя во время игры в окружении своих товарищей. Групповая проверка к тому же позволяет руководителю экономить ограниченное репетиционное время.

Учет и проверка знаний, как известно, завершается оценкой. Между тем в детском коллективе выставлять оценку в баллах не следует. Необходимо учитывать особенности массового музыкального образования, которое не ставит целью достижение конкретного уровня знаний. Основная задача – общее музыкальное развитие участников и, главным образом воспитание. Оценка дается обычно в одобрениях, похвалах, поправках, исправлениях ошибок. Старания и успехи учеников обязательно следует отмечать. Оценка всегда связана с самооценкой ученика, что не всегда учитывается педагогом.

Регулярность проведения совместных репетиций – непременное условие. Без этого немыслима ансамблевая слаженность. Два-три раза в неделю по два часа – минимум, необходимый для успешной работы.

На первом этапе один час каждого занятия отводят ансамблевой игре упражнений и чтению нот с листа. Для чтения с листа можно использовать небольшие пьесы или отрывки из музыкальных произведений. Вначале они могут быть несложны, главная задача здесь – в быстром освоении незнакомого музыкального материла.

В дальнейшем, когда ансамбль будет иметь в своем репертуаре уже несколько пьес, план построения занятий несколько видоизменяется. В первый час наряду с игрой упражнений и чтением с листа разучиваются

новые музыкальные произведения, а второй час целиком уделяется отработке, «отделке» пройденного и текущего репертуара, причем особое внимание участники обращают на художественно-выразительную сторону исполнения.

Технические навыки

Немало важной задачей является преодоление ансамблем технических трудностей. Раскрытие содержания требует от ансамблистов овладения всеми элементами техники исполнения. Поэтому работа над техникой связывается с художественными задачами и постепенно становится все более осмысленной, увлекательной. Это вовсе не отрицает того, что на данном этапе разучивания произведения техника является главной задачей. Однако уже здесь следует уделять внимание художественной стороне, а на последующих этапах художественной работы – совершенствованию технического исполнения.

Чтобы развивать технику игры, необходимо систематически, ежедневно упражняться: играть гаммы, арпеджио, отрывки из разучиваемых пьес, различные этюды. Если те или иные места не удаются, полезно построить на этом материале упражнение в этюдной форме. Безостановочное проигрывание пьесы от начала до конца, множество раз, как это делают некоторые баянисты, приносит больше вреда, чем пользы. Такая игра, как правило, осуществляемая без нюансировки, без исправления ошибок, приводит к тому, что произведение искажается, а сам исполнитель воспроизводит его чисто механически. Даже хорошо выученные места в таких случаях неряшливо. Чтобы предупредить подобное «заигрывание», рекомендуем не приступать к исполнению ансамблями, прежде чем каждый исполнитель не отработает тщательно свою партию.

Перед разучиванием произведения необходимо овладеть основными приемами ансамблевой игры.

Проигрывание гаммы наряду с другими упражнениями в начале занятий развивает, укрепляет и поддерживает в необходимой форме мышечный аппарат исполнителей. Кроме того, такое упражнение собирает внимание, обязывает следить за ровностью звука и за темпом. Придерживаясь указанной аппликатуры и порядка движения меха, рекомендуется следить за динамическими оттенками. Кроме предложенной гаммы до мажор можно играть мажорные и минорные гаммы в трех позициях. На основе гамм, можно использовать принцип канона поочередное вступление голосов. Каждый исполнитель должен следить, чтобы не пропустить свое вступление.

Наряду с общими репетициями всего состава, полезно заниматься и отдельно: первому баянисту со вторым, первому с третьим, второму с третьим. Это способствует более быстрому и прочному усвоению материала. На общих репетициях одному из исполнителей следует время от времени прекращать игру, чтобы послушать своих партнеров, контролируя со стороны , как звучит произведение. Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения. К основным ансамблевым навыкам можно отнести “чувство партнера”, умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий. Важнейшими требованиями для совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения. Игра в ансамбле требует от учащихся также умения передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

При подборе членов ансамбля педагог должен тщательно продумать распределение по партиям, чтобы последние соответствовали исполнительским возможностям учащихся. Здесь одинаково недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В первом случае учащийся будет слишком долго выучивать ее и просто плохо исполнять, во втором – он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения. И то и другое, естественно, не может способствовать формированию ансамбля, как художественного коллектива. К первым шагам «ансамблевой техники» начального обучения относятся: особенности посадки, способы достижениясинхронности при взятии и снятии звука; логически выстроенная смена меха, равновесие звучания в удвоении и аккордах, разделённых между партнерами, согласование приемов звукоизвлечения; передача голоса от партнера к партнеру; соразмерность в сочетании нескольких голосов.

Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три этапа, которые в практике очень тесно между собой связаны. Порой трудно выявить, где кончается один этап и начинается другой. Но для более четкого определения частных задач и конечной цели работы ансамбля над произведением вполне оправданно такое условное разделение процесса:

1. Знакомство ансамбля с произведением в целом;

2. Техническое освоение выразительных средств;

3. Работа над воплощением художественного образа произведения.

Задачей первого этапа является создание у ансамблистов общего интеллектуального и эмоционально впечатления от произведения в целом. Здесь педагог должен познакомить учащихся с создателем произведения (будь то композитор или народ); эпохой, в которую оно возникло; стилистическими особенностями письма и требуемой манерой исполнения; характером произведения, его формой, основными темами. Исполняя музыкальное произведение в ансамбле, каждый участник учится слышать другую оркестровую партию, приобретает навыки более сложного гармонического или полифонического восприятия. Вырабатывается чувство ритма: играя один, баянист сам контролирует себя, в ансамбле он зависит и от других исполнителей. Можно привести немало примеров, когда исполнители, хорошо владеющие инструментом, участвуя в ансамбле, на первых репетициях не умеют вовремя вступить, точно выдержать ритмический рисунок, соразмерить силу звучания своего инструмента с остальными и т.д. Таким образом, игра в ансамбле требует от каждого его участника не только индивидуальной подготовки, но и практики совместной игры. Исполнение ансамблем позволяет там, где это необходимо, наиболее ярко выделить мелодию, т.е. сыграть ее более полным звуком, чем остальную фактуру. Большое значение для правильного соотношения голосов ансамбля имеет расположение в партитуре «по вертикали». Если мелодический голос звучит в высоком регистре, то средние голоса и бас могут быть свободными в выборе силы звучности. Если же мелодия проходит в том же регистре, что и другие голоса, то опасность ее «исчезновения» увеличивается. Когда определится структура музыкального произведения (мелодия, подголоски, гармония, бас), можно приступить к разучиванию с учащимися. В первую очередь надо подумать, как лучше выделить мелодию. При исполнении ансамблем произведений полифонического склада каждая партия мелодически обогащается, становится в той или иной мере тематически важной. Поэтому возрастает роль партий, исполняющих средние голоса. Часто в ансамбле, исполняющем полифоническое произведение, участники стараются «перекричать» друг друга, с тем, чтобы выделить кажущийся им важнейшим свой голос. Или, напротив, выделяется один голос, а звучание остальных превращается в аккомпанемент и приобретает вялый, пассивный

характер. Педагогу в таких случаях особенно важно суметь определить значение и место каждого голоса, а также их динамическую связь.

Что касается аккомпанемента, обычно состоящего из баса и аккордов, то он должен хорошо прослушиваться и не выделяться из общего звучания ансамбля. Басовый голос в ансамбле, как правило, должен звучать тише мелодического, но в то же время громче средних голосов, создавая как бы фундамент для всего звучания, расположенного над ним. Часто в таких ансамблях, как квартет, квинтет, для исполнения басового голоса используют специальный инструмент: баян-бас, баян-контрабас или ножной бас. В других ансамблях басовая партия исполняется левой рукой на готовом баяне.

Бас – фундамент всей гармонической ткани. На баяне бас звучит сочно, но в силу самой конструкции инструмента – довольно тяжело. Поэтому обычно партии левой руки баяна играет один исполнитель , и лишь в отдельных случаях, если это вызвано характером произведения, можно играть двум или трем. Например, когда тема проходит в басу, естественно, ее надо выделить. Здесь бас лучше играть двум исполнителям. В трио баянистов трудные для исполнения места часто поручаются различным партиям ансамбля. Чтобы занятия проходили продуктивно, целесообразно передавать трудные пассажи одному, наиболее подвинутому баянисту, независимо от того, для какой партии баяна они написаны. Разумное распределение ансамблевых партий, с учетом индивидуальной подготовленности исполнителя, во многом поможет успешному освоению музыкального текста. В одних случаях исполняемому партию следует облегчить, в других – сконцентрировать максимум трудностей. Если исполнитель не имеет достаточной подготовки и ему трудно играть одновременно с басами, можно поручить ему игру только одними басами.

На этапе разучивания произведения по партиям не обязательно соблюдать строго указанную в нотах силу звука и темп исполнения, в особенности, если он быстрый. Играя в медленном темпе со средней силой звука, нужно, прежде всего, следить за ровностью звучания. Это дает возможность контролировать слухом, как свое исполнение, так и игру партнеров по ансамблю. При работе над произведением педагог вправе проводить как репетиции ансамбля, так и индивидуальные занятия с отдельными исполнителями. С каждым участником ансамбля нужно проучить его партию. При работе над ансамблевым исполнением, педагогу необходимо обратить внимание на то, чтобы ясно прослушивалась основная мелодическая линия, чтобы фактура не заглушала мелодию, а бас служил

хорошей метроритмической основой. Очень важно определить правильный темп ансамблевого произведения, тщательно отработать все указанные в тексте замедления и ускорения темпа. Как правило, всеми отклонениями темпа “руководит” ученик, исполняющий первую партию.

Строгое соблюдение ритма при разучивании партии в медленном темпе помогает добиться четкого, согласованного звучания всего ансамбля. Для лучшего запоминания рекомендуется разделить музыкальное произведение на части, по четыре – восемь тактов в каждой. В большинстве случаев они будут соответствовать музыкальным фразам, из которых образуется мелодия. Такой метод разучивания позволяет добиваться точности исполнения нотного текста. После этого можно переходить к отработке нюансов, динамических оттенков. Здесь уже необходимо следовать соответствующим обозначениям в нотном тексте.

Художественно-выразительной стороне исполнения необходимо уделить очень серьезное внимание, наряду с чисто техническим освоением музыкального текста. Одно неотделимо от другого. С самого начала совместной работы в ансамбле участники должны добиваться точного соблюдения нюансировки и динамических оттенков. Динамические обозначения в партитурах для ансамбля баянов во всех партиях часто бывают, одинаковы по вертикали. Однако звучание первого баяна, если у него изложена мелодия, будет несколько сильнее второго. Третий баян играет тише или громче второго, в зависимости от той задачи, которая перед ним поставлена.

Каждому участнику ансамбля следует знать свою партию на память. Это дает возможность чувствовать себя свободнее и сосредоточить свое внимание на художественной стороне исполнения. Большую роль здесь играет правильное распределение меха. Нужно позаботиться также об удобной аппликатуре, от этого зависит правильная фразировка.

Варианты аппликатуры, в значительной мере определяется индивидуальными особенностями руки музыканта (строение кисти, длина и подвижность пальцев). В отдельных случаях требуется значительная переделка аппликатуры – желательно осуществить это под руководством опытного баяниста руководителя.

Подбор репертуара.

Несомненно, подбор репертуара для ансамблей представляет собой наибольшую трудность. Важное значение в этом случае приобретает умение педагога быстро переложить на ансамбль любое музыкальное произведение. В репертуар необходимо включать произведения, различные по стилю, характеру и форме, обработки народных песен и танцев, оригинальные произведения, произведения современных композиторов России и зарубежья, переложения русской и зарубежной классики.

Концертное выступление.

Завершающим этапом творческой работы коллектива являются его публичные выступления. Это не только показ результатов повседневного труда коллектива, но и итоговая проверка всей его деятельности. На отчетных выступлениях и показах особенно ярко проявляются как положительные, так и отрицательные качества ансамблевого исполнительства, уровень подготовленности организационной стороны учебно-воспитательного процесса.

Концертное выступление – ответственейший момент в жизни музыкального коллектива. Во-первых, являясь последним звеном в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процесса в коллективе, концертное выступление, в отличии от репетиции, имеет временную невозвратимость. На концерте нельзя остановить ансамбль, проиграть еще раз неудавшийся фрагмент, сделать замечание, изменить темповую, ритмическую, динамическую структуру пьесы, выровнять звучание групп отдельных и т.д. Пьеса звучит один раз, звучит такой, как получилась. По этому звучанию судят о техническом и художественном мастерстве ансамбля. Вся огромная предварительная работа коллектива оценивается отрицательно, если выступление получилось неудачным.

Во-вторых, во время концертного выступления участники и руководитель переживают иное, чем на репетиции, качественно новое эмоционально-психологическое состояние. Сильно психологическое воздействие оказывает на них слушательская аудитория. Присутствие публики порождает повышенную ответственность за исполнение, особое творческое волнение. На концерте пьеса исполняется, как правило, значительно эмоциональнее, ее музыкальная образность, «раскрытая и уложенная» участниками ансамбля, обогащается новыми красками, найденными непосредственно во время выступления, в момент большого творческого подъема.

В-третьих, концертное выступление отличается от обычной репетиции тем, что оно активизирует сплочение коллектива, поднимает творческую дисциплину, интенсифицирует воспитательный процесс. Временная невозвратимость концерта определяет максимальную ответственность каждого члена коллектива.

Педагогу также следует побеседовать с участниками ансамбля о внешнем виде и поведении на эстраде – выходе, посадке, поклоне, уходе. Выполнение требований дисциплины на сцене не только создает определенное впечатление у публики, но и способствует внутренней собранности каждого участника ансамбля, повышает чувство ответственности. Эту работу следует проводить даже в том случае, если данный ансамбль уже выступал в концертах ранее.

После концерта, на ближайшей встрече с ансамблем, педагог должен обсудить с учащимися итоги выступления, обратив их внимание на допущенные ошибки. Таким образом, концертное выступление неразрывно связанно с классной работой. Оно, с одной стороны, завершает работу над частью репертуара, а с другой – дает новый материал для дальнейшей учебно-воспитательной работы с ансамблем.

Коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своим товарищем, делают класс ансамбля увлекательной и эффективной формой учебно-воспитательного процесса.

Заключение

Для ансамбля баянистов характерны слитное, несколько однородное по тембру звучание, обширный диапазон и большое разнообразие нюансов – от сильной, плотной звучности до самой нежной и тихой. Ансамбли баянистов в состоянии исполнять сложнейшие произведения, написанные для симфонического оркестра, не искажая их фактуры и голосоведения.

Большое значение класса ансамбля в формировании и воспитании разностороннего музыканта в условиях музыкальной школы не вызывает сомнения. И главным здесь является привитие навыков ансамблевой игры, воспитание чувства ансамбля. Лучшие музыкальные школы на своих ежегодных отчетных концертах демонстрируют не только наиболее одаренных учащихся – исполнителей на различных музыкальных

инструментах, хоры и оркестры, но и хорошо и слаженные инструментальные дуэты, трио, квартеты и т.д.

Любой учебный детский коллектив музыкальной школы является исполнительским коллективом, объединенным и организованным творческими целями и задачами. На занятиях ансамблем овладевают и совершенствуют, наряду с занятиями музыкальным инструментом, исполнительскую технику и навыки игры на баяне. Кроме того, у учащихся развивается музыкально-эстетический вкус и эстетическое отношение к музыкальному искусству. Любой учебный детский коллектив музыкальной школы является исполнительским коллективом, объединенным и организованным творческими целями и задачами. Поэтому итогом проделанной работы могут быть выступления на классном, учебном, школьном концерте. Очень важно, что коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.

Умение играть в ансамбле – важное качество, необходимое дирижёру и руководителю народного коллектива. Ведь именно ансамблевая игра – это результат творческих усилий участников, разных по особенностям творческого мышления, темпераменту, складу характера. Кроме того, игра в ансамбле, чрезвычайно дисциплинирует его участников в ритмическом отношении, активно совершенствует их метроритмические навыки, мелодический, полифонический, ладогармонический и тембровый слух.

Именно в процессе ансамблевой игры со всей полнотой и отчетливостью выявляют себя основные дидактические принципы развивающего обучения: а) увеличение объема исполняемого в учении музыкального материала и б) ускорение темпов его прохождения. Таким образом, ансамблевая игра - есть ничто иное, как усвоение максимума информации в минимум времени.

Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического,полифонического, тембро-динамического). Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Она помогает заложить элементарные основы ритма, а так же овладеть более сложными метро – ритмическими категориями, (агогика, пауза и др.).

Ансамблевое музицирование способствует развитию аналитической, логической, рациональной памяти. Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей.

Список литературы

1. А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Гос. муз.

изд-во, 1961.

2. А.Картин. «Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов» - Москва «Музыка», 1982г.

3. Владимир Ушенин. «Актуальные проблемы народно-инструментальной педагогики: Избранные статьи и очерки. – Ростов-на-Дону, 2005г.

4. В.И.Петрушин. «Музыкальная психология» - Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997г.

5. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. – М.: Вече, 2004.

6. М. И. Имханицкий. «История баянного и аккордеонного искусства». – М., 2006г.

7. Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. «Коллективное музицирование класс ансамбля». – М.,2006г.

8. Программы для детских и вечерних школ. «Оркестровый класс. Класс ансамбля народных инструментов». – М., 1972г.

9. С. Рубинштейн. «Репертуар ансамбля баянистов». – Профиздат, 1966

10. Ю. Т. Акимова. «Баян и баянисты. Сборник методических материалов».-Москва, 1970г.

Новости
24 ноября 2018 в 12 часов приглашаем на торжественную церемонию Посвящения в юные музыканты и художники
20 ноября в 12:00 приглашаем на выставку детских рисунков "Мамочка моя"
19 ноября 2018 г. в 18:30 приглашаем на концерт класса народного пения "Хоровод круглый год"
Инструкция по записи ребенка в ДШИ2 на портале государственных и муниципальных услуг Московской области
 

Уважаемые родители! Необходимо СРОЧНО подать заявление через портал государственных и муниципальных услуг РПГУ на перезапись Вашего ребенка в нашу школу.
МУДО «Детская школа искусств № 2» приглашает на занятия на платной основе
Афиша на ноябрь 2018
 

Лучшие учащиеся ДШИ2
 

Распределение учащихся по группам (обновлено)
Расписание на 2018-2019 учебный год (обновлено)
 

14.08.18 МУДО "Детская школа искусств № 2" объявляет дополнительный набор на 2018-2019 учебный год
Новые правила приема документов для поступления в ДШИ2 с 15 апреля 2018 г.
НАБОР В ГРУППУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

© 2010-2018 Дши2.рф
наверх